Парады настаўніка-дэфектолага

Почему ребенок говорит неправильно?

       

      Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь одновременно - необходимая основа мышления и его орудие. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.

     Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;

правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;

были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

способность говорить;

способность понимать сказанное.

     Проявления речевых нарушений:

нарушение звукопроизношениянеправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков;

нарушение слоговой структуры слова: перестановка, пропуск или добавление слогов и звуков;

лексические недостаткибедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова;

неправильное грамматическое оформление высказывания: неправильные окончания слов, ошибки в образовании слов, в употреблении предлогов;

нарушение связного высказыванияразвертывания, планирования, прогнозирования высказывания и др.;

мелодико-интонационные недостаткиотклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи;

темпо-ритмические недостаткиускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкания, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков и слов и др.;

бедность выразительных средств устной речи;

нарушение общения.

     Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.

     Расстройства речи могут проявляться изолированно или в различных комбинациях.

      Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.

Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:

недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;

отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.

Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат (головной мозг), изменяя ход речевого развития. Временные сроки - период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального (при поражении центральной нервной системы) и периферического характера (при поражении или аномалиях голосового, дыхательного или артикуляционного аппарата).

Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности (болезненности ребенка), педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).

     Развитие речевой системы характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами - генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка (утомляемостью, возбудимостью, чрезмерной двигательной активностью, недостатками произвольного внимания и др.). Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля: психоневролога, стоматолога, педиатра и т.д., поэтому можно считать аксиомой, что комплексное воздействие специалистов различного профиля дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!

свернуть

Рекомендации родителям по развитию речи детей

 

Довольно часто родители отдают ребёнка в учреждение образования потому, что «детей там учат». Это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой- самый радостный и комфортный способ познать мир. Первый и главный вопрос- чему учить? Без потерь передать ребёнку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребёнка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребёнку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни.

  Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические темы- «одежда», «посуда». «мебель», «игрушки» и так далее, а также игры « Мишка одевается», « Я мою посуду», «Я убираю в квартире» и так далее. Эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

   Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Дети болтают без умолку. Ещё когда им это по возрасту не положено. К всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребёнок, говорящий ,к примеру, о жевательной резинке : «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, учёные подсчитали, что имён прилагательных в речи ребёнка гораздо меньше. Чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания «Какая собачка?», «Какой автобус?», «Какая погода?». Ваша цель- ребёнок говорит много и правильно. Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребёнком. В лесу или парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки).Попробуйте описать один из них, а ребёнок пусть догадается, о каком именно идёт речь. Потом поменяйтесь ролями.

  Попросите ребёнка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно- величавое, другое - весёлое, третье - грустное. Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка), Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребёнок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы. В каждом есть неповторимое отличие.

   Можно сыграть с ребёнком в игру «Что, на что похоже, и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, ветка?» Отвечайте сами. Но слушайте внимательно и ребёнка. Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

   Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли. Что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

   Предложите ребёнку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

   Для развития речи ребёнка и формирования  интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел и услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы.  Обязательно следует регулярно читать ребёнку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.

  Почаще играйте с ребёнком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам.

  Разрешите ребёнку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.

  Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребёнка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

  Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость. Талант и невежество. Детей необходимо обучать  дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

свернуть

Как развить мелкую моторику руки ребенка

   Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно,  готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

 

Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук.

-Разминать пальцами тесто, глину, пластилин.

-  Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

-  Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

-  Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

-  Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

-  Заводить будильник, игрушки ключиком.

-  Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой

и т.д.

-  Резать ножницами.

-  Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

-  Делать пальчиковую гимнастику.

-  Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

-  Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

Игры с пальчиками на кухне

Большую часть времени мама проводит на кухне. Она занята приготовлением пищи, а малыш крутится около нее. Посмотрев его глазами на свое кухонное хозяйство, мама может обнаружить много предметов, способных занять ребенка больше чем на пару минут. Ребенок не только поиграет, но и потренирует свои маленькие пальчики (и будет под вашим присмотром).

«Помогаю маме». Поставьте перед ребенком блюдце, на котором перемешаны горох, рис и гречка, и попросите ребенка помочь вам их перебрать.

«Волшебные макароны». Из сырых макарон разных форм и размеров (а также из вермишели, спичек) можно выкладывать на столе причудливые узоры, попутно изучая формы получившихся предметов.

«Браслет для мамы». Из тех же макарон, а также сушек, баранок и толстой нитки малыш охотно смастерит для вас браслет, бусы. Не забудьте их примерить!

«Маленький пекарь». Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «заводить» пироги, но готовым тестом все пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка – можно слепить какие –нибудь фигурки, как из пластилина, и запечь. Вы ели когда–нибудь паровоз, или грузовик, или буквы ?

«Конструктор».Если ваш ребенок очень любит строить, подарите ему пару упаковок губок для мытья посуды (они бывают разных цветов и размеров) – и у вашего ребенка будет возможность возводить поролоновые башни и дома с помощью оригинального, легкого и экономичного конструктора.

«Умелые ножницы». Дайте малышу в руки ножницы небольшого размера – и он сможет настричь вам в салат зелень, вырезать из пакетов из-под сока, коробок из-под конфет понравившиеся ему картинки (какие-то из этих картинок пригодятся, чтобы наклеить их в логопедическую тетрадь !).

«Закладка». Помните, как в детстве мы с вами делали из фантиков закладки для книжек? Начните мастерить с малышом такую закладку – и он с удовольствием включится в этот процесс. Самостоятельно  сделать закладку ребенок пока не сможет, но подготавливать для нее материал (разглаживать  фантики, а затем сворачивать  их в узкие полоски) ему по силам.

«Сколько спичек в коробке?». Если в спичечном коробке осталось немного спичек (в пределах десяти), предложите ребенку пересчитать их, вынимая из коробка по одной (заодно он закрепит счет до десяти).  

 

Источник: Кислякова, Ю.Н., Былино, М.В. Развитие речи дошкольников в играх и упражнениях: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Мозырь: Белый Ветер, 2015.

свернуть

9 простых советов учителя-дефектолога

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, 

нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. 

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

свернуть

Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно

 

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции.

Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика проводится:

- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;

- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

- с родителями дома.

В логопедии существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Можно выделить наиболее значимые:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными

2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.

3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.

4. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.

5. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.

6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.

Правила коррекционно-логопедической работы:

Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:

  • выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;
  • упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;
  • вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;
  • комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;
  • проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
  • удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
  • следить за качеством выполнения упражнений;
  • желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
  • не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.

3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.

5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.

6. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.

7. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.

8. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

9. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.

10. Грибок. Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.

свернуть